Учебные дисциплины



Эстетика

Учебная дисциплина предоставляет знания студентам о природе, функций, общих законов и закономерностей эстетической деятельности человека и общества, художественной частности, формирует у них понимание эстетического творчества и эстетической культуры как уникальных форм фиксации индивидуального опыта очеловечивания мира, сложности и многомерности процессов, касающихся как личной чувственной культуры, так и общественной. Курс "Эстетика" закладывает у студентов базовые, ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания эстетической проблематике.
Срок изучения - изучается в течение одного семестра
Лектор. Панченко В.И., Гриценко В.С., Живоглядов И.В., Стеценко Л.Л., Тормахова А.М., Павлова О.Ю.
Цель учебной дисциплины - формирование целостного представления об эстетике, как о самостоятельной отрасли гуманитарного знания; осмысление специфики эстетического отношения человека к миру; предоставить базовые теоретические знания, которые разовьют индивидуальные творческие способности студентов.

Учебная дисциплина предоставляет знания студентам о природе, функциях, общих законах и закономерностях эстетической деятельности человека и общества, художественной, в частности; формирует у них понимание эстетического творчества и эстетической культуры как уникальных форм фиксации индивидуального опыта очеловечивания мира, сложности и многомерности процессов, касающихся как личной чувственной культуры, так и общественной. Курс "Эстетика" закладывает у студентов базовые, ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания эстетической проблематике.

Преподаватели: Панченко В.И., Гриценко В.С., Живоглядов И.В., Стеценко Л.Л., Тормахова А.Н., Павлова Е.Ю., Стоян С.П.

Цель учебной дисциплины - формирование целостного представления об эстетике, как о самостоятельной отрасли гуманитарного знания; осмысление специфики эстетического отношения человека к миру; обучение базовым теоретическим знаниям, которые способствуют развитию индивидуальных творческих способностей студентов.


Этика

В курсе излагаются проблемы возникновения, места и роли этики в структуре философского знания, общие подходы к пониманию морали как сложного социокультурного феномена. Анализируется современное понимание понятия морали, рассматриваются важнейшие категории этики, объясняется ценностное содержание поступков, жизненные поиски человека, обосновываются нравственные требования к современной профессиональной деятельности.

Преподают: Шинкаренко Елена Васильевна, Ефименко Виталий Витальевич, Рихлицкая Оксана Дмитриевна, Масликова Ирина Игоревна, Нападистая Валентина Григорьевна, Подолян Галина Петровна

Целью учебной дисциплины является формирование целостного представление об этике как науке о морали и нравственности как одних из важнейших составляющих человеческого бытия. 

Прикладная этика

Предметом учебной дисциплины являются императивно-ценностные основы предметно-определенных и профессиональных практик, отношений, в которые вступает человек в процессе осуществления различных конкретных видов деятельности, а также ее социкультурные условия, ее этос, нормативный состав и социальные устройства и механизмы, с помощью которых осуществляется эта деятельность. Учебная дисциплина обобщает и систематизирует современные поиски в направлении осмысления, критики и объяснении тех или иных стратегий, тактик и методов профессионально или предметно определенных практик. Последовательно рассматриваются актуальные проблемы билетики, экологической этики, политической, экономической этики, этики науки и образования. Особое внимание сосредотачивается на таких вопросах, которые остаются открытыми для дискуссий на нормативном уровне.

Преподают: Масликова И.И., Рихлицкая О.Д., Шинкаренко Е.В., Ефименко В.В., Подолян Г.П., Нападистая В.Г.

Цель и задачи учебной дисциплины заключается в том, чтобы предоставить студентам целостное представление о прикладной этике как новой области знания и практики, предметом которой являются нравственные коллизии в современных практиках.


История мировой культуры

В курсе излагаются проблемы возникновения и определения культуры, подходы к классификации культурной эволюции, закономерности культурно-исторической динамики. Через обобщение и систематизацию моделей интерпретации культуры раскрывается историческое своеобразие каждого тематического горизонта жизненного мира человека, а также его значение для дальнейшего развития. Анализируется культуротворческий потенциал исторических форм деятельности человека, их обусловленность культурным контекстом, обосновывается их значение для формирования текста культуры на данном историческом этапе, выявляются закономерности дифференциации, автономизации, институализации и интеграции культурных форм.

Лектор - проф. Павлова О.Ю.

Цель - ознакомление студентов с историей культуры как специальной отраслью гуманитарного знания, теории культуроґенезу и исследованием различных культурных кодов.

История зарубежной культуры

В курсе излагаются основы теоретического и исторического осмысления культуры как сложной динамической системы с присущей ей диалектикой прогресса и регресса. Предметом анализа становятся исторические типы культуры, приобретение культур в компаративном анализе Востока и Запада, выявляются основные закономерности смены эпох, типов культурной деятельности, системы духовных ценностей.

Преподают: Панченко В.И., Тормахова А.М.

Цель учебной дисциплины - заключается в том, чтобы путем анализа опыта истории зарубежной культуры предоставить студентам целостное знание о феноменах культуры и культуротворческого процесса, позволит сформировать адекватное представление о мире и человеке, которое может способствовать не только усвоению духовного опыта прошлого, пониманию глобальных и локальных процессов мировой культуры, но и соотносить это знание с собственным опытом, приобщаясь к общечеловеческим духовным ценностям

Культурные институты и культурная политика

Предметом изучения учебной дисциплины является исторический процесс становления и развития культурных институтов до современных организационно-правовых форм и участия государства в их функционировании. Выясняются понятие и сущность деятельности в сфере культуры, социального и культурного института, культурной политики. Выявляются основные тенденции исследования культурных институтов и культурной политики в русле прикладной культурологии, философии, социологии, экономической теории. Рассматриваются виды и функции, организационно-правовые формы культурных институтов. Определяется цель, задачи, основные направления, инструменты и модели культурной политики. Особое внимание уделяется сравнительному анализу национальных культурных политик и общим принципам, приоритетам, текущим проблемам культурной политики Украины. Исследуется и анализируется законодательно-нормативная база деятельности современных культурных институтов в Украине. Последовательно рассматривается специфика исторического становления и функционирования религиозных, аккумуляционных, художественных, досуговых, образовательных культурных институтов. Анализируется текущее состояние этих культурных институтов и инструменты культурной политики, которые способны изменить его в направлении более эффективного и продуктивного функционирования.

Преподаватель: к.ф.н., доцент Масликова И.И.

История музыкального искусства

Предметом изучения учебной дисциплины является основы теоретического осмысления развития музыкального искусства. Учебная дисциплина обобщает и систематизирует представления о сущности музыки как вида искусства, ее разновидности, историю и закономерности развития музыки Древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения, музыкальную культуру
XVII - первой половины XVIII в., Музыки барокко, музыкальную культуру классицизма (вторая половина XVIII ст.), особенности романтизма в музыке, музыкальные направления в конце XIX-XX вв., специфику украинского и русской музыки, направления музыкальной культуры XX
в. (Этническая музыка, джаз, рок-музыка, поп-музыка, техно, хип-хоп).

Преподаватель: к.ф.н., ас. Тормахова А.Н.