• Домашняя
  • Программа развития кафедры государственного управления

Программа развития кафедры государственного управления


1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ

Учитывая высокую потребность отечественной системы государственного управления в высококвалифицированных кадрах, в 2011 г. философский факультет начал подготовку специалистов образовательно-квалификационного уровня «Магистр» по направлению «Государственная служба» на дневной и заочной форме обучения. А также по программе второго высшего образования. Для обеспечения преподавания нормативных и специальных дисциплин государственного управления решением Ученого совета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко 14 марта 2011 была создана кафедра государственного управления, как отдельное структурное подразделение философского факультета.

Первоочередными задачами кафедры стали разработка и внедрение в учебный процесс новых нормативных и специальных курсов: «Организационно-правовые основы государственной службы в Украине», «Информационные системы в государственном управлении», «Территориальная организация власти в Украине», «Политические аспекты государственной службы», «Документооборот в государственной службе», «Базовые инструменты демократизации общества».

На кафедре началась подготовка кандидатов и докторов наук по государственному управлению, для чего открыто набор в аспирантуру и докторантуру по трем научным спеціальностям. А именно: специальность «25.00.01 - теория и история государственного управления», «25.00.02 - механизмы государственного управления», «25.00.03 - государственная служба». Также, кафедра государственного управления плодотворно сотрудничает с Национальной академией государственного управления при Президенте Украины, Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы, Центром адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза, Ассоциацией мэров городов Украины.

Масштаб направлений деятельности и дальнейшее развитие кафедры требует четкого плана действий, отвечающих общегосударственным национально-патриотическим и образовательно-научным ориентирам. Поэтому, возникает настоятельная необходимость разработки и внедрения программы кафедры государственного управления.

2. ПРОГНОЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ КАФЕДРЫ

Планируется существенное расширение всех сфер дильности кафедры. Но приоритетным направлением развития кафедры является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки студентов. Из кафедр аналогичного направления в классических университетах Украины кафедра государственного управления Киевского национального университета имени Тараса Шевченко должна стать центром качественной подготовки и переподготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня "Магистр" по специальности "Государственная служба", а также ведущим центром научно-теоретического и практического исследования проблем государственного управления и государственной службы в Украине. Это будет происходить путем накопления интеллектуального капитала профессорско-преподавательского состава кафедры, формированием корпоративных ценностей, созданием положительного имиджа государственного служащего.

3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ

Концепция развития кафедры – это система организационных, научных и образовательных мероприятий по подготовке высококвалифицированных государственных служащих путем формирования у них профессиональных знаний, умений и навыков, способности наращивать и эффективно использовать свой творческий и профессиональный потенциал на благо Украины и ее граждан.

3.1. ОРИЕНТИРЫ КОНЦЕПЦИИ

Основной ориентир концепции развития кафедры – это высокий уровень требований к преподаванию всех учебных дисциплин, высокая профессиональная и общеобразовательная научная эрудиция профессорско-преподавательского состава, высокая культура подачи материала, побуждение к активному, творческому усвоению знаний студентами. Это должна способствовать доброжелательная атмосфера чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий.

Следующий ориентир связан с основным назначением кафедры – это предоставление базовых профессиональных знаний в области государственного управления. Кафедра постоянно работает над совершенствованием учебных программ нормативных курсов, обеспечивая их надлежащим методическим материалом, а также динамично реагирует на общественный запрос к специалистам государственного управления. Обновляет список специальных курсов, добавляя в него нове, например, «Этика государственного служащего», «Проблемы регионального управления и самоуправления» и другие.

Будущие специалисты получают фундаментальную общенаучную базу, которая обеспечивает формирование аналитического мышления для принятия необходимых политических решений, поиск путей решения неотложных проблем государственного управления и местного самоуправления.

3.2. ОБОСНОВАНИЕ концептуальных идей РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ

Обоснование концептуального развития кафедры основывается на комплексном внедрении следующих принципов:

1) знания и компетенции будущих специалистов формируются через высокий личностно-профессиональный потенциал преподавателей кафедры;

2) постоянный творческий поиск путей совершенствования профессиональной и морально-этической подготовки специалистов по государственному управлению;

3) взаимодействие и сотрудничество, которое реализуется на уровне кафедры между преподавателями и студентами, между преподавателями и сотрудниками кафедры, между кафедрой и другими подразделениями университета, между преподавателями и студентами, на всеукраинском уровне, развитие партнерского сотрудничества с соответствующими кафедрами других ВУЗов, научно-исследовательскими учреждениями и организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.

Основанием для разработки Программы развития кафедры является Программа развития Киевского национального университета имени Тараса Шевченко на 2010-2015 гг, Устава Университета, которые определяют концепцию деятельности кафедры государственного управления. Работа кафедры имеет комплексный характер, учебно-производственная деятельность подчиняется научно-исследовательской работе, кадровое пополнение кафедры происходит за счет подготовки кандидатов и докторов наук через целевую аспирантуру и докторантуру.

4. НАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ

Основным назначением кафедры государственного управления является подготовка для органов государственной власти, государственных учреждений, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, творческих, нацеленных на будущее, имеющих лидерские и высокие моральные качества.

Кафедра государственного управления – это вновь кафедра, главной целью которой является обеспечение растущего спроса украинского общества на подготовку специалистов в области государственного управления, содействие развитию эффективной системы государственного управления.

Для достижения цели – стать одним из ведущих научно-образовательных исследовательских центров государственного управления, нужно реализовать следующие стратегические задачи:

• осуществить адаптацию учебных рабочих программ по базовым курсам с целью согласования с содержательными стандартами европейского и мирового образовательного пространства;

• подготовить учебники и учебные пособия для магистров, обучающихся по специальности "Государственная служба";

• совершенствовать профессиональные навыки преподавателей и аспирантов путем участия в международных образовательных проектах и ​​программах;

• проводить образовательно-научные мероприятия (конференции, круглые столы, семинары, тренинговые программы и др..) по вопросам государственного управления.

5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

Приоритетными направлениями в работе кафедры на 2012-2019 гг следует считать:

• разработку и совершенствование учебных рабочих программ по базовым курсам с целью согласования с содержательными стандартами европейского и мирового образовательного пространства;

• создание современной методической литературы (методических разработок, контрольных заданий, практикумов);

• подготовку к изданию учебников по профильным учебным дисциплинам и другие публикации научного направления кафедры;

• воспитательная работа преподавателей со студентами факультета.

6. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ

6.1. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

• углублять интеграцию образования с практикой в ​​образовательных учреждениях, развивать связи кафедры с ведущими организациями, которые предъявляют спрос на выпускников кафедры, использовать их связи для интеллектуального, кадрового и материального обеспечения учебного процесса;

Содержание главной цели конкретизируется в задачах учебно-воспитательной работы, которые представляют собой:

• усиление значения воспитательного аспекта учебного процесса;

• достижение сбалансированности объема научной информации и соответствующих условий и средств ее представления студентам;

• поощрение студентов к самостоятельной, творческой работе, которая формирует навыки самоорганизации;

• повышение дисциплины студентов путем формирования профессиональной идентичности, которая включает в себя определенные моральные требования и ожидания общества;

• активное привлечение профессорско-преподавательского состава ко всем формам учебно-воспитательной работы со студентами.

6.2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ научно-исследовательского процесса, НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ СО СТУДЕНТАМИ, международные научные связи:

• темы магистерских работ подчинить специализациям кафедры;

• темы кандидатских работ, докторских исследований должны следовать из общей концепции, развивать ее, проектировать новые горизонты.

6.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Основными задачами в учебно-методической работе являются:

• улучшение качества подготовки специалистов, способных реализовать потенциальные возможности украинского общества к стабильному росту и находить адекватные ответы на вызовы мировой глобализации;

• участие в разработке и внедрении государственных стандартов образования нового поколения национальной системы квалификации, информатизации и компьютеризации учебно-воспитательного процесса;

• регулярное обновление программы профессиональной составляющей образования студентов магистратуры, адаптация учебных планов с учетом потребностей жизни и развития государственного управления, а также требований Болонского процесса;

• повышение рейтинга кафедры, факультета и университета.

6.4. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Основными задачами в научно-исследовательской работе являются:

• повышение конкурентоспособности университета в условиях глобализации, публиковать монографии и научные статьи по результатам исследований;

• активизация работы по подготовке проектов и их участии в международных конкурсах на получение грантов;

• наращивание уровня компетентности и совершенствования деятельности аспирантуры и докторантуры путем усиления контроля за подготовкой и качеством диссертаций и осуществлением научного руководства.

6.5. ПОДГОТОВКА профессорско-преподавательского состава

По состоянию на 01.11.2012 г. на кафедре государственного управления работает 10 преподавателей: из них 6 штатных, 4 по договору. В составе преподавателей: 1 доктор политических наук, профессор, 1 доктор наук государственного управления, 1 доктор философских наук, 7 кандидатов наук, из них 5 имеют ученое звание доцента. Все научно-педагогические работники кафедры преподают дисциплины согласно специальностям и квалификациям, подтвержденным документами высшей аттестационной комиссии Украины.

6.6. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ

• повышение качественных характеристик потенциала кафедры путем получения ученого звания доцента и профессора;

• подготовка научных кадров через аспирантуру и докторантуру как для кафедры государственного управления и философского факультета, так и для других высших учебных заведений Украины;

• разработка комплексной программы стажировки преподавателей в ведущих научно-исследовательских учреждениях НАН Украины.

6.7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Основными задачами кафедры в сфере международного сотрудничества должны стать:

• налаживание сотрудничества с зарубежными университетами с целью привлечения преподавателей, ученых, аспирантов кафедры для выполнения совместных международных научных проектов;

• формирование совместных научных программ для получения грантов на проведение научных исследований;

• обеспечение участия научно-педагогических работников кафедры в международных научных конференциях за пределами Украины;

• стажировки лучших аспирантов, докторантов, научных и научно-педагогических работников в зарубежных университетах;

• обмен учасниками магистерских программ с ведущими зарубежными вузами.

6.8. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

На протяжении 2012-2019 гг кафедра планирует издать такие учебники, учебные пособия, монографии:

• учебник «Государственное управление» (Шульга М.А. д.полит.н., Проф., Канавец М.В. к.н. с держ.упр., Савков А.П. д.н.гос.упр., Зубчик О.А. к. филос.н, доц., Ликарчук Н.В. к.полит.н., доц., Мамчур А. В. к.полит.н., асист., Нелипа Д.В . к.полит.н., доц., Сиданич Н.А. к.полит.н., асист.)

• учебник «Организационно-правовые основы государственной службы в Украине» (Нелипа Д. В. к.полит., доц.)

• учебник «Национальная безопасность» (Сиданич Н.А. к.полит.н., асист.)

• учебное пособие «Информационные системы в государственном управлении» (Зубчик О.А. к. филос.н, доц., Савков А.П. д.н.гос.упр.)

• учебное пособие «Планирование развития территории» (Зубчик О.А. к.филос.н, доц.)

• учебное пособие «Территориальная организация власти в Украине» (Ликарчук Н.В. к.полит.н., доц.)

• учебное пособие «Местное самоуправление» (Зубчик О.А. к.филос.н, доц., Нелипа Д.В. к.полит., доц.)

• учебное пособие «Политический менеджмент» (Шульга М.А. д.полит.н, проф., Зубчик О.А. к.филос.н, доц.)

• учебное пособие «Геополитика» (Шульга М.А. д.полит.н, проф., Зубчик О.А. к.филос.н, доц.)

• учебное пособие «Политико-правовые основы демократизации общества» (Мамчур А.В. к.полит.н., асист.)

• монография «История и теория государственной службы» (Мамчур А.В. к.полит.н., асист.)

• монография «Временные измерения политики» (Зубчик О.А. к. филос.н, доц.)

• монография «Политический маркетинг: теория и практика» (Ликарчук Н.В. к.полит.н., доц.).

7. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Предлагаемая программа может быть успешно реализована через планомерное выполнение указанных в ней положений и оптимизацию учебно-воспитательного процесса, участие преподавателей кафедры в качестве экспертов по анализу проектов государственной и региональной политики, работу в специализированных ученых советах по защите кандидатских и докторских диссертаций по государственному управлению, повышение профессионального уровня преподавателей за счет участия в международных программах и короткосрочных семинарах, участие в конкурсах на получение грантов для осуществления научных исследований и образовательных проектов в области государственного управления, сотрудничество с другими учебными заведениями для проведения совместных образовательно-научных мероприятий.

Программу развития подготовил исполняющий обязанности заведующего кафедры государственного управления, кандидат политических наук, доцент Нелипа Д. В.

Обсуждено и принято решением кафедры государственного управления (Протокол № 3 от 8 ноября 2012 года).