История

Философский факультет в истории отечественного образования и науки

Философский факультет в истории отечественного образования и науки


Первая половина XIX века ознаменовалась рядом знаковых событий. Это и декабристское движение в России, отголоски Гетманщины в Украине, это и волна революционных всплесков в Западной Европе. Вполне понятно, что социальные катаклизмы не могли не найти своего отражения в духовной жизни общества.

Именно в таких условиях в Киеве открывается Императорский университет Св. Владимира. Первым факультетом в этом новообразованном университете становится философский. В ту эпоху создание классических университетов в России оказалось неслучайным. Первым философский факультет был создан и в Санкт-Петербургском университете, первым – и в Московском. Основная причина заключалась в том, что в ту эпоху перейти от духовного, богословского образования к светскому оказалось возможным лишь посредством философских факультетов. Потребность в этом была вполне очевидной. Общество нуждалось в  учителях, врачах, инженерах, агрономах и т.д. И такую потребность могло удовлетворить лишь светское образование.

Богословское и светское образование связаны друг с другом тем, что и религия, и философия предназначены к поиску истины. Но пути их поисков не совпадают.

Религия исходит из Божественного Откровения, а философия полагается в своих доказательствах на результаты исследований естественных и гуманитарных наук. Это обстоятельство и определило структуру первых философских факультетов того времени в России, где все более значительная роль стала отводиться естественным и гуманитарным наукам. 

Так, в проекте Временного Устава Университета Св. Владимира от 25.XII.1833 г. отмечалось, что философский факультет образуется из Первого и Второго отделений.

В состав Первого Отделения входили кафедры Философии, Греческой словесности, Римской словесности, Русской словесности, Всеобщей и Российской истории и Статистики.

Второе Отделение включало в себя кафедры Математики, Географии, Химии, Ботаники, Биологии, Физики.

История философского факультета была всегда отмечена духом вольнодумства и свободолюбия. А ученые философского факультета разрабатывали единственно верный алгоритм восприятия и постижения идей, школ, концепций мировой философии. За редким исключением, на философском факультете на протяжении всей истории его существования всякая философская система либо школа трактовались с точки зрения их места в едином мировом духовном процессе.

Тут любая философская школа или концепция оценивались с позиций ее возможностей и перспектив в социокультурном контексте. Достаточно вспомнить таких преподавателей и выпускников факультета, как С. Гогоцкий, А. Гиляров, О. Новицкий,

Г. Челпанов, Н. Шлепаков, М. Овандер, П. Копнин, В. Шинкарук, Н. Тарасенко и многих других, чей универсальный способ мышления стал ныне вполне очевиден. 

В ходе всей истории факультета его ученые стремились создать собственный стиль в проведении философских исследований. Проявлением такого почерка научной деятельности явились те школы и направления, которые возникали и ранее, да и ныне существуют на философском факультете.

Оригинальными явились достижения профессора Сильвестра  Гогоцкого. Главными идейно-теоретическими истоками его философии послужили православие и учение Гегеля. Гегелевскую философию он рассматривал как самое совершенное философское учение, которое схватывало, удерживало и мысленнопередавало  дух эпохи. В то же время, по мнению С.Гогоцкого, гегелевское учение не согласовывалось с первичностью православия. И он предложил свою модель координации между философией, искусством и религией, в которой первое и завершающее место отводилось религии, а срединное место, соответственно, – искусству и философии. Такую схему местоположения религии, искусства и философии он пояснил тем, что с религии как начинается, так и завершается внутреннее развитие человека.

Неповторимой личностью был профессор Алексей Гиляров. Он являлся поклонником Платона. Одна из его центральных работ – «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии». В отличие от попыток того времени рассматривать Платона как предтечу христианства, у О.Гилярова возникло свое толкование философского наследия античного мыслителя. Философские исследования О.Гилярова осуществлялись в области истории философии. Ее он рассматривал как такую отрасль философских знаний, которая базируется не на перечислении философских систем, школ, а на логике историко-философского процесса и постижении реального субъекта философского творчества. И именно такой подход обусловил появление так называемой «Гиляровской школы» толкования философских текстов, наиболее яркими представителями которой стали Д.Чижевский, В.Асмус и др.

Выдающейся фигурой среди профессоров университета был Орест Новицкий.

В своих философских исследованиях О.Новицкий занимался поисками единства философии и религии. Это единство он рассматривал не как подчинение религии философии, а наоборот, как их взаимодействие, которое поддерживает целостность общечеловеческой духовной жизни. Разграничение философии и религии, их различие заключалось в том, что религия объединяется с Безусловным, а философия только лишь мыслит о нем. Это и объясняет невозможность замены веры знанием.

В подтверждение своего тезиса О. Новицкий ссылается на исторический фактаж: единство религии и философии, образовавшееся в Средневековье, разрушает Новое время, когда происходит их разъединение. Однако впереди их синтез.  

Рассматривая основные направления христианства (католицизм, протестантизм, православие), в связи с чем и философию, О. Новицкий отмечает, что католицизм стимулировал появление схоластики; протестантизм – Новой философии; а православие обеспечит появление такой философии, в рамках которой осуществится синтез веры и разума.

К выдающимся профессорам университета принадлежит Георгий Челпанов. Он читал курсы философии, психологии, логики. Его учебник по логике издавался и в XIX в., и в XX в.

В теории познания Г.Челпанов являлся сторонником концепции априоризма И.Канта. Он трактовал процесс познания как функционирование априорных форм, порожденных деятельностью человеческого духа.

При этом Г.Челпанов пытался по-своему подойти к трактовке априорности. Он рассматривал априорность в двух плоскостях: гносеологической и психологической. Гносеологическая априорность, в его понимании, – это логические предпосылки восприятия, а психологическая априорность – это функция сознания.

Философская концепция Г.Челпанова раскрывается в таких его известных трудах, как «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», «Введение в философию», «Психология».

В 40-50-х годах ХХ столетия на факультете преподавал профессор Николай Шлепаков, который был талантливым интерпретатором зарубежной философии. Хотя его курс и носил название «Критика современной зарубежной философии», на самом деле Н.С.Шлепаков под видом критики раскрывал подлинное содержание философских концепций А.Брегсона, Ж.-П. Сартра, Б.Рассела, Э.Кассирера и многих других мыслителей.

В 60-80-ые годы ХХ века на  факультете работали выдающиеся профессора: В.Г.Антоненко, И.В.Бычко, В.А.Босенко, В.А.Буслинский, М.П.Гончаренко, А.И.Горак,В.С.Дмитриченко, П.С.Дышлевой, Н.В.Дученко, А.С.Канарский, И.М.Карнаухов, В.И.Касьян, О.И.Кедровский, П.В.Копнин, Н.Т.Костюк, В.А.Кудин, Ю.В.Кушаков, Л.Т.Левчук, А.Я.Лысенко, Л.И.Марисова, И.Ф.Надольный, Ю.В.Осичнюк, Д.Х.Острянин, В.Т.Павлов, Т.Д.Пикашова, В.И.Полурез, И.Д.Ремезовский, К.П.Руденко, М.Г.Сырцов, В.К.Танчер, Н.Ф.Тарасенко, Е.Г.Федоренко, А.И.Фортова, В.П.Хижняк, В.И.Шинкарук, А.В.Шугайлин, Т.И.Ящук.

Каждый из упомянутых авторов – это Мастер своего дела. Каждый из них создал своим творчеством оригинальную станицу в истории философской науки и образования.

На протяжении всей истории для профессорского корпуса факультета  характерным являлось то, что на факультете появлялись ученые, которые становились рубежными в его научной жизни.

П.В. Копнин в своих философских исследованиях с новаторских позиций анализирует структуру предмета философии, возникновение и сущность мировоззрения, природу познавательного процесса, методологические функции философии.

Исследуя структуру предмета философии, Павел Васильевич Копнин рассматривает его формирование, с одной стороны, во взаимосвязи с генезисом человеческой цивилизации, а с другой, во взаимосвязи с историко-философским процессом.

П.В.Копнин выдвигает аргументированное обоснование того, что в современной философии понятие мировоззрения приобрело новый смысл, определяющийся четким разграничением всего массива человеческого знания на философское и позитивное (конкретно-научное). В современных условиях философия перестает быть знанием о мире в целом. Она становится таким знанием, которое находит свое подтверждение и проявление не в особой «науке наук», а лишь в конкретных науках, в своеобразной рефлексии над позитивным знанием. Из чего и следует, что предмет мировоззрения – это не просто «мир в целом», а отношение «человек – окружающий мир», которое включает в себя принцип развития, понимание сущности и места человека в окружающей среде, определение общественного идеала.  

В трудах П.В. Копнина находим и оригинальную трактовку сущности познавательно процесса. В его понимании, познание возникает в результате разрешения противоречия между субъектом и объектом. Тем самым, познавательный процесс в одно и то же время является и субъективным, и объективным. Познание субъективно, поскольку без субъекта оно невозможно, субъект налагает на объект свои формы в виде целей познания. Но одновременно оно и объективно, так как направлено на овладение объективным миром.      

В логико-методологических исследованиях П.В. Копнина значимое место занимают вопросы, связанные с анализом теории как формы синтеза знания, и в таком понимании­­­ ­как формы мышления. В его работах «Логические основы науки», «Диалектика как логика» исследуются характерные особенности теории, обусловленные ее генезисом, бытием, трансформацией.

В своих трудах В.И. Шинкарук обращается к историко-философской интерпретации философских учений И.Канта, Й.Г.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля – виднейших представителей классической немецкой философии. В данном случае,  исследования ученого обратили на себя внимание коллег, тогдашних студентов и аспирантов тем, что их автор не следовал за упрочившимися на то время оценками философских учений классического немецкого идеализма.  

Одним из весомых результатов исследования В.И.Шинкаруком классической немецкой философии стал вывод о том, что, несмотря на пестроту и разную предметную направленность учений ее представителей, все они объединены общей проблемой – проблемой человека, поисками определения сущностных основ мышления, деятельности, творчества и общественной организации. 

Результаты историко-философских научных исследований В.И.Шинкарука, разработанный им нетрадиционный подход к осмыслению классической философской традиции позволили ученому новаторски подойти к представлению о предмете философии, ее основных функциях и задачах. В особой мере идеи философа получили свою непосредственную реализацию в его педагогической деятельности. Ибо не только в научных трудах, но и в своих лекциях для студентов, публикациях учебного характера он вводил новое понимание предмета философии, ее функций, задач и значения для развития науки, общества и духовной культуры.

Предмет философии, по мнению В.И.Шинкарука, раскрывается именно в исследовании человека, его сущности и фундаментального способа взаимосвязи с миром, т е. в отношении человека к миру.

Такая трактовка предмета философии позволила по-новому раскрыть ее функции и задачи. Методологическую и мировоззренческую функции В.И.Шинкарук считал основополагающими для развития философии и философского знания. Ученый утверждал, что методологическая функция философии заключается не в создании системы предписаний относительно форм, средств и процессов общественной жизни. В его понимании, философия как общая методология познания функционирует в качестве метатеории развития научного знания, в форме своеобразного «метаанализа» основных форм его функционирования и развития (идея, гипотеза, концепция, теория, факт и т.д.), в форме аналитики познавательных способностей человека, логического анализа языка науки, исследования основных типов научной рациональности, трансформации научных картин мира, исторических закономерностей развития естественных и гуманитарных наук и т.д.   

Подход В.И.Шинкарука к предмету философии, функциям и задачам философии был новаторским и во многом революционным, ибо на то время учебники по философии носили преимущественно популяризаторский характер либо представляли собой своеобразные  комментарии к учениям различных представителей классической философии.

Новое видение философии, ее предмета и функций, взаимосвязи с духовной культурой общества, которое закладывалось в работах В.И.Шинкарука, стало предметом его многочисленных лекций для студентов Киевского университета, для слушателей Института повышения квалификации преподавателей, аспирантов и сотрудников Института философии, широкого круга молодой интеллигенции.

Научно-философское наследие В.И.Шинкарука, его деятельность как ученого и педагога, организатора науки и образования стали влиятельным фактором в реформировании философского образования в 60-х годах ХХ века и заложили основы лучших традиций развития современного отечественного философского образования и науки.

За всю историю факультета его деканами, начиная с первого – Михаила Максимовича – были люди необычные, влюбленные в философскую науку и образование. Они стремились создать все необходимые условия как для проведения глубоких философских исследований, так и для эффективного обеспечения подготовки высокообразованных специалистов. Особенно следует указать на огромную роль тех людей, которые возглавляли факультет с момента его восстановления в 1944 году, когда философское образование начало распространяться во всех тех высших учебных заведениях, где открывались кафедры философских дисциплин. 

В то время деканами были люди на самом деле неординарные, поскольку от них, помимо глубоких теоретических знаний, требовалось обладать серьезными навыками организации и обеспечения учебного процесса. Деканами философского факультета, начиная с 1944 года, были: профессор А.Н. Раевский (1944–1945), профессор Ф.Я. Москаленко (1946–1947), профессор Н.С. Шлепаков (1948–1949), доцент М.Е. Овандер (1950–1952), профессор И.И. Подгрушный (1953–1954), доцент В.К. Танчер (1954–1955). После возобновления в 1965 году функционирования философского факультета деканами являлись: профессор В.И. Шинкарук (1965–1968), профессор В.К. Танчер (1968–1971), профессор П.С. Дышлевой (1971–1977), профессор И.Ф.Надольный (1977–1987), профессор Н.Ф. Тарасенко (1987–1995).

Каждый из них внес свой вклад в развитие философского факультета.

Так, во время руководства факультетом профессором В.К. Танчером было открыто отделение психологии.

Под руководством процессора И.Ф. Надольного философский факультет преобразовался структурно и содержательно. В то время открываются социологическая лаборатория, в 1986 году – отделение социологии. На факультете осуществлялась и подготовка специалистов для зарубежных стран: Чехословакии, Польши, Болгарии, Германии, Греции, Португалии, Йемена, Афганистана, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Монголии, Кубы, Панамы, Колумбии, Сирии, Ливана, Марокко, Туниса, Конго, ЮАР, Мадагаскара, Буркина-Фасо, Гвинеи-Бисау, Анголы и т.д. В своих странах многие из иностранных выпускников философского факультета заняли высокие государственные и политические должности.        

За время руководства факультетом профессором Н.Ф. Тарасенко факультет начал подготовку специалистов-политологов, а обучение стало проходить по новым учебным планам и программам, соответствующим мировым стандартам.

Философский факультет всегда воспитывал людей глубоко образованных и эрудированных, способных творчески и неординарно мыслить. И неслучайно многие из выпускников факультета заняли высокие государственные должности, возглавляют высшие учебные заведения, факультеты и кафедры, стали известными журналистами, представляют наше государство за рубежом. 

 

Факультет гордится тем, что среди его выпускников есть академики и члены-корреспонденты Национальной академии наук Украины и Национальной академии педагогических наук Украины: член-корреспондент РАН, академик НАН Украины В.И.Шинкарук, академик НАН Украины и академик НАПН Украины, Президент НАПН Украины В.Г.Кремень, академик НАН Украины, академик-секретарь Отделения истории, философии и права НАН Украины А.С.Онищенко, академик НАН Украины М.В.Попович, член-корреспондент НАН Украины и академик НАПН Украины В.П.Андрющенко, член-корреспондент НАН Украины А.Е.Конверский, член-корреспондент НАН Украины Н.И.Михальченко, член-корреспондент НАН Украины Д.Х.Острянин, член-корреспондент НАН Украины В.С.Пазенок, академик НАПН Украины И.А.Зязюн.

Выпускники факультета занимали и занимают высокие должности в нашем государстве: заместитель Министра образования Украины профессор А.Н.Алексюк (1968–1972); заместитель Министра образования Украины профессор И.Ф. Надольный (1972–1975); Министр образования Украины профессор И.А.Зязюн (1990–1992); первый заместитель Министра образования Украины профессор В.П.Андрющенко (1996–1999); Министр образования и науки Украины профессор В.Г.Кремень (1999–2005); Министр труда и социальной политики Украины, кандидат философских наук В.А.Кириленко (2005); заместитель Главы исполнительного комитета Киевского областного совета депутатов трудящихся, профессор И.М.Карнаухов; Заведующий отделом науки и научных заведений ЦК КПУ, профессор Ф.М.Рудич; Директор Департамента аттестации кадров Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, профессор В.Д.Бондаренко; Начальник Главного управления государственной службы Украины, профессор Т.В.Мотренко (2003-2011); директора Института философии НАН Украины: профессор Д.Х.Острянин, профессор В.И.Шинкарук, профессор М.В.Попович; Директор Международного фонда «Відродження», профессор Е.К.Быстрицкий.

Воспитанники философского факультета возглавляли и возглавляют высшие учебные заведения Украины: Киевским национальным университетом имени Тараса Шевченко руководит Герой Украины, академик НАН Украины, академик НАПН Украины, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, профессор Л.В. Губерский; Национальным педагогическим университетом им. М.П.Драгоманова – член-корреспондент НАН Украины, академик НАПН Украины, профессор В.П. Андрущенко; Полтавским государственным педагогическим институтом им. В.Г.Короленко – академик НАПН Украины, профессор И.А.Зязюн; Житомирским национальным педагогическим университетом им. И.Я.Франко – профессор П.Ю. Саух; Дрогобычским государственным педагогическим университетом им. И.Я.Франко – профессор В.Г.Скотный.

Профессор С.А. Фареник – Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Германии (2003–2005), доцент В.А. Рылач – Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Ливанской Народной Республике (2002–2009), Тунисской Республике (с 2010 г.).

Сегодня философский факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко – это ведущий центр философского образования и науки в Украине, который обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов в области философии, политологии, религиоведения, культурологии и государственного управления.

Характерной чертой образования на философском факультете является единство широкой фундаментальной общеобразовательной, с одной стороны, и специализированной подготовки – с другой, дающие возможность выпускникам свободно ориентироваться в современных условиях быстрого продвижения научного знания и развития информационного общества. За время обучения на философском факультете студенты овладевают фундаментальными знаниями из сферы естественных и гуманитарных наук, постигают ряд физико-математических, биологических, исторических, филологических, искусствоведческих и педагогических дисциплин, а также овладевают специализированными знаниями в области традиционной и современной логики, аналитической философии, теории аргументации и риторики, теории познания, истории философии, социальной философии и философии истории, истории украинской философии и культуры, культурологии, философии и методологии науки, истории, психологии и социологии религии, теоретической и прикладной этики, эстетической теории, теории политики, политического менеджмента, политического анализа и прогнозирования. Студенты по своему выбору углубленно изучают один из современных иностранных языков, а также овладевают основами классических языков – латыни и древнегреческого. На бесплатной основе по желанию студента предоставляется возможность дополнительного изучения второго иностранного языка.

В соответствии с современными европейскими требованиями учебные планы и программы, по которым осуществляется подготовка будущих специалистов, составлялись с учетом комплексных исследований отечественного рынка труда и в тесном контакте с работодателями, что делает выпускника философского факультета более конкурентноспособным на современным рынке труда.  

Классическое университетское образование позволяет выпускникам факультета работать не только преподавателями философии, логики, риторики, политологии, религиоведения, истории и культуры в высших учебных заведениях Украины, но и реализовать себя почти во всех сферах общественной жизни: научно-исследовательских учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления, средствах массовой информации и т.д. Среди выпускников философского факультета есть известные ученые, народные депутаты Украины, ответственные работники министерств и ведомств, дипломатические представители Украины за рубежом, руководители высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, политические обозреватели и аналитики, практикующие  специалисты по связям с общественностью, успешные частные предприниматели. Ибо сегодня специалист в области философии – это исследователь-аналитик актуальных мировоззренческих проблем современности, методологии познания и практической деятельности, духовного возрождения и строительства Украинского государства.